Что необходимо для участия во второй волне амнистии капитала

icon-scroll
Дата публикации: 31.01.2019 Количество просмотров: 337 Время чтения: 17 мин.

Первая волна амнистии зарубежных капиталов прошла в нашей стране в 2015-2016-м годах. В рамках данного общенационального мероприятия граждане страны получили возможность заявить о своих иностранных счетах, принадлежащих им иностранных компаниях и прочих активах за рубежом, не опасаясь ни налоговой, ни административной, ни уголовной ответственности за финансовые нарушения, совершенные в ходе приобретения этой собственности. При этом владельцам иностранных компаний было дозволено ликвидировать свое предприятие и перевести в Россию все его активы без уплаты налогов. Всем заявителям была гарантирована тайна заявленных сведений и отсутствие каких-либо санкций со стороны государства в связи с заявленной информацией.

В конце 2017 года Правительство России утвердило решение о проведении второй волны амнистии зарубежных капиталов в 2018- 2019-м годах. Власти исходили из необходимости предоставить возможность легализовать свои зарубежные активы тем россиянам, которые не успели или не пожелали «выйти из тени» во время первой волны.

Что необходимо для участия во второй волне амнистии кап фото

Примечательно, что вторая волна амнистии капиталов пришлась как раз на первый год участия России в международной системе автоматического обмена налоговой информацией. В сентябре 2018 года налоговые органы РФ узнали об иностранных счетах своих граждан, а также о принадлежащих им зарубежных компаниях. Соответственно, смысл продолжать утаивание своих иностранных активов просто исчез, а второй этап амнистии капиталов стал удачной возможностью легализовать то, о чем власти и так узнали.

Преимущества участия в амнистии

Законодательство о проведении второй амнистии зарубежных капиталов дает россиянам, владеющим иностранной собственностью, два основных преимущества.

Во-первых, гражданин полностью освобождается от всех видов ответственности за нарушение отечественного финансового законодательства при формировании источников иностранного капитала или его использовании. Иными словами, государство обещает не спрашивать, откуда у вас появились деньги на приобретение иностранных активов, указанных в специальной декларации, и почему они такие большие. В частности, это возможность избежать ответственности за неуплату налогов (особенно в крупном и особо крупном размере) и таможенных сборов или за нарушение валютного законодательства

Во-вторых, граждане получают возможность ликвидировать свою иностранную фирму и высвободившиеся при этом активы перевести на себя без уплаты налога на доход физического лица.

При всем этом следует помнить, что, хотя государство и обещает не спрашивать, откуда у вас появились иностранные капиталы, это не освобождает вас от ответственности за преступления, совершенные при получении этих капиталов. Другими словами, если государству каким-либо образом станет известно, что указанные в спецдекларации капиталы были получены путем разбоя, хищения, коррупции, незаконной банковской деятельности и т.п., то вас будут преследовать по соответствующим статьям УК РФ. То есть в рамках амнистии легализуются сами капиталы, но не способ их получения.

Нормативно-правовая база

Механизм проведения второй волны амнистии зарубежных капиталов регламентируется следующими документами:

  • законом о добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов №140-ФЗ;
  • тремя поправками к Налоговому кодексу, внесенными в п.2.1. ст.45 (освобождение от уплаты НДФЛ), п.п.60 ст.217 (безналоговая ликвидация КИК) и п.3.1. ст.25.14 (освобождение от наказания за несвоевременное уведомление о КИК);
  • поправками к уголовному кодексу, которыми участники амнистии освобождаются от преследования по уголовным статьям за сокрытие (в прошлом) задекларированных капиталов.

Сроки проведения второй волны амнистии

Дата начала второй волны амнистии зарубежных капиталов — 1 марта 2018 года. Срок ее окончания — 28 февраля 2019 года. Лица, задекларировавшие свои иностранные капиталы, не подлежат преследованию за те финансовые нарушения, которые были совершены не позднее 31 декабря 2017 года. Однако нарушения правил проведения валютных операций прощаются вплоть до даты подачи спецдекларации.

Разница между первой и второй волнами амнистии

Помимо всего того, что было предусмотрено в рамках первой волны амнистии, на втором этапе государство предоставило всем заявителям следующие дополнительные гарантии и права:

  • можно задекларировать личные банковские счета, открытые не позднее 31 декабря 2017 года и закрытые на момент подачи спецдекларации;
  • при ликвидации зарубежной компании налоговая льгота распространяется на денежные средства, принадлежавшие ликвидируемой фирме;
  • во второй волне могут участвовать те лица, которые уже подавали спецдекларацию в первой волне (причем вторая декларация не будет рассматриваться как уточняющая);
  • подавать спецдекларацию разрешается в любой на выбор декларанта налоговый орган (не обязательно по месту прописки); однако декларация с сообщением о КИК подается только в местное отделение ФНС по месту жительства;
  • Министерство финансов было уполномочено давать пояснения касательно правил заполнения спецдекларации;
  • все собственники иностранных компаний были освобождены от санкций за нарушение сроков подачи уведомлений о КИК.

Что следовало задекларировать?

В рамках второй волны амнистии капиталов законодатель дал возможность гражданам заявить о следующих иностранных активах:

  • банковских счетах, принадлежащих физическим лицам (как открытых, так и закрытых);
  • зарубежных компаниях;
  • ценных бумагах;
  • недвижимости и другом ценном имуществе.

Важно отметить, что задекларировать в рамках второй волны амнистии законодатель разрешил лишь то имущество, которое находилось в собственности заявителя на дату подачи декларации. Соответственно, получить налоговую льготу на ранее закрытую иностранную компанию нельзя.

Зарубежный банковский счет

В рамках второй волны амнистии капиталов россиянам была предоставлена возможность задекларировать свои счета в иностранных банках. Декларированию подлежали счета, открытые не позднее 31 декабря 2017 года, в том числе те, которые были закрыты на день подачи спецдекларации.

Правила декларирования открытых счетов предусматривали следующий порядок. Помимо самой специальной декларации со сведениями о таком счете, в налоговую службу следует подать «Уведомление об открытии банковского счета». Кроме того, поскольку в законе о второй волне амнистии не упоминается освобождение от необходимости подавать отчеты о движении денег на счету, вместе с указанными документами, следует также подать данный тип отчета за 2016 и 2017 годы.

Хотя заявитель и освобожден от ответственности за несвоевременную подачу уведомления об открытии зарубежного банковского счета, ответственность за несвоевременную подачу отчетов по этим счетам в законе никак не фигурирует, а значит, считать ее отмененной нельзя. Таким образом, следует исходить из того, что налоговые органы вполне могут привлечь декларанта к ответственности за не сданные отчеты по своему зарубежному счету за указанные два года. Что же касается отчетов за более ранний период, то их сдавать нет смысла, поскольку по ним уже истекли сроки давности.

Правила декларирования закрытых счетов предусматривали следующий порядок. Помимо самой специальной декларации со сведениями о таком счете, в налоговую службу следует подать не только «Уведомление об открытии банковского счета», но также и уведомление о его закрытии. Согласно закону о второй волне амнистии, ответственность за несвоевременную неподачу этих уведомлений для заявителя не наступает. При этом следует иметь ввиду, что закон не освобождает от необходимости подавать отчеты о движении средств на счетах до их закрытия и не освобождает от ответственности за их несвоевременную подачу. И здесь может возникнуть проблема, поскольку далеко не всегда можно получить отчет по уже закрытому счету. Соответственно, вопрос целесообразности уведомления государства о своих уже закрытых счетах остается открытым.

Для всех граждан, задекларировавших свои иностранные банковские счета, правилами амнистии предусмотрено освобождение от:

  • административного преследования за несвоевременную подачу уведомлений об операциях с иностранным банковским счетом (его открытии, изменении реквизитов и закрытии);
  • налоговых штрафов за своевременную подачу декларации о доходах физического лица, полученных за рубежом;
  • уплаты 13-процентного налога на доходы физлица, поступившие на указанный в декларации иностранный банковский счет не позднее 31 декабря 2017 года;
  • административного преследования за незаконное зачисление денег на зарубежный счет (нарушение валютного законодательства); освобождение касается всех случаев таких нарушений вплоть до дня подачи специальной декларации;
  • уголовной ответственности за уклонение от налогов в крупном или особо крупном размере.

Важно отметить, что после уведомления государства о своих зарубежных счетах гражданин вправе продолжить пользоваться ими с соблюдением требований отечественного законодательства. То есть переводить деньги в Россию вовсе не обязательно. Однако каждый год налоговую службу следует уведомлять отчетами о движении денег на таких счетах.

Контролируемые иностранные компании (КИК)

Вторая волна амнистии зарубежных капиталов предоставляет возможность уведомить государство о том, что у вас за рубежом есть предприятия, подпадающие под определение КИК, о которых вы ранее не сообщали. Причем в случае их ликвидации высвободившиеся активы можно перевести в Россию без уплаты налогов.

Для всех, кто заявит в спецдекларации о действующих КИК, предусмотрено освобождение от:

  • налоговой ответственности за несвоевременное уведомление налоговых органов России об участии в зарубежной компании (при стоимости активов в 50 тыс. руб.) или о контроле зарубежной компании (от 100 тыс. руб.); соответствующие уведомления следует подать в местное отделение налоговой службы вместе со спецдекларацией;
  • от уголовной и налоговой ответственности за нарушения финансового законодательства при приобретении активов зарубежной компании и их использовании (т.е. государство не будет спрашивать, откуда появились деньги на создание КИК).

Важно отметить, что внесение в декларацию данных о наличии у вас КИК, не отменяет вашу обязанность заплатить налоги на ее прибыль. Налог платится за весь период, для которого не прошли сроки давности. Также обязанность платить налоги с прибыли КИК сохраняется и в будущем вплоть до ее ликвидации.

Налоговые льготы при ликвидации КИК

В рамках амнистии предприниматели получили возможность не только задекларировать свою КИК, но и ликвидировать ее без уплаты налогов в российский бюджет. Воспользоваться правом безналоговой ликвидации можно только до окончания периода амнистии. То есть все ликвидационные процедуры должны завершиться не позднее 28 февраля 2019 г. Причем на завершение ликвидации можно получить отсрочку в 365 дней при условии, что решение о закрытии предприятия было принято не позднее 30 июня 2018 года.

При льготной ликвидации КИК декларант получает освобождение от:

  • налоговых штрафов за несвоевременное уведомление налоговых органов России об участии в зарубежной компании (при стоимости активов в 50 тыс. руб.) или о контроле зарубежной компании (от 100 тыс. руб.);
  • всех видов ответственности за нарушение финансового законодательства РФ в связи с приобретением активов для создания ликвидируемой КИК;
  • уплаты налога на доходы (деньги и имущество) физического лица, полученные бенефициаром по итогам ликвидации своей КИК.

Следует акцентировать внимание на том, что в рамках первой волны амнистии, декларанты не были освобождены от уплаты налогов на денежные средства, вырученные при ликвидации КИК. Но вторая волна амнистии не только расширила налоговые льготы декларантов, но и дала им обратную силу, распространив их на правоотношения, возникшие после 1 января 2016 года. К сожалению, это породило несколько спорных вопросов. В частности остались неясными два момента:

  1. Освобождение от налогов при ликвидации КИК касается только предприятий, которые оказались под контролем декларанта между 1 января 2016-го и 1 января 2018-го годов, или от налогов освобождены ликвидационные активы всех КИК, оказавшихся под контролем декларанта не позднее 31 декабря 2017 года? Такой же вопрос имеется и в отношении имущества, полученного при ликвидации.
  2. Подлежат ли возврату средства, уплаченные как НДФЛ при ликвидации КИК, задекларированных в рамках первой волны амнистии? Если да, то каков механизм возврата?

Учет расходов при продаже имущества, переданного номинальным собственником

В рамках второй волны амнистии налогоплательщикам предоставлена возможность получения имущественного вычета при последующей продаже имущества, перешедшего от номинального собственника. Условием для этого является указание в спецдекларации не только самого имущества, но и его номинального владельца. Размер вычета определяется на основе одного из двух показателей (выбирается тот, что меньше):

  • указанной в документах стоимости имущества на дату его передачи;
  • рыночной стоимости имущества на момент его передачи, которая рассчитывается согласно положениям Налогового кодекса.

Таким образом, в случае будущей продажи имущества, перешедшего к налогоплательщику от номинального владельца, что было указано в спецдекларации, суммой фактических расходов будет подтвержденная документами стоимость имущества по учетным данным передающего лица. При этом учитываемая сумма расходов в любом случае не будет превышать рыночной стоимости имущества на момент его передачи.

Недвижимость, транспорт, имущественные права

Само по себе наличие у вас недвижимости или движимого имущества за рубежом не означает, что вы обязаны уведомлять о нем российские власти. Но есть несколько исключений, когда декларировать его всё же нужно:

  1. Происхождение денег, за которые было куплено такое имущество, остается неясным для государства.
  2. Это имущество генерирует или генерировало доход, который подлежит налогообложению в России.
  3. Это имущество было приобретено в кредит, полученный под низкий процент. Под низким процентом понимается ставка менее 9%. Если такой кредит был выдан не позднее 31 декабря 2017 года, то российский налогоплательщик был обязан уплатить 35% налога с разницы между 9% и процентной ставкой по его кредиту. На кредиты с низкой ставкой, полученные после указанной даты, платить налог не нужно, что снимает необходимость в декларировании приобретенного на такой кредит имущества.

Таким образом, если вы купили за рубежом имущество на деньги, полученные до 31 декабря 2017 года в кредит с низкой ставкой, то указав такое имущество в спецдекларации, вы освобождаетесь от уплаты налога за выгоду, полученную при использовании низкопроцентного кредита.

Прочие важные моменты

Действие льгот и прочих положений второй волны амнистии капиталов не распространяется на те нарушения российского финансового законодательство, по факту которых уже возбуждено уголовное дело, или ведется налоговая проверка.

Подать специальную декларацию в рамках второй волны амнистии можно только один раз. Повторная подача уточненной декларации законом не предусмотрена.

Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

Похожие статьи

Остались вопросы?
Запишитесь на консультацию!

Мы используем файлы cookie для персонализации содержимого и улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных.

Получить консультацию

Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время!
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
Что необходимо для участия во второй волне амнистии капитала
Что необходимо для участия во второй волне амнистии кап для микроразметки

Участие во второй волне амнистии капитала в компании IDEA Legal Group. Большой опыт работы; доступные цены на юридические услуги. Профессиональное сопровождение. Консультация специалиста по телефону +7 (499) 281-64-57

Что необходимо для участия во второй волне амнистии кап для разметки
info@idealegalgroup.ru
Telegram WhatsApp Открыть чат