В данной статье Вы узнаете о деоффшоризации КИК в России.
Десятки лет предприниматели со всего мира, в том числе присоединившиеся к ним 30 лет назад российские бизнесмены, активно использовали принадлежащие им зарубежные компании не только для ведения бизнеса за границей, но и для применения полулегальных схем налоговой оптимизации. Низконалоговые и безналоговые страны и территории, известные как оффшоры, стали удобным инструментом вывода прибыли из страны-источника с целью минимизации налоговой нагрузки.
Вплоть до конца прошлого века международное сообщество практически игнорировало ситуацию, когда каждое государство теряло миллионы или даже миллиарды долларов неуплаченных налогов из-за увода бизнесменами своей прибыли в оффшоры. Максимум, что предпринимали национальные правительства — это составление списков оффшорных зон, сотрудничество с которыми для бизнеса могло означать определенные проблемы с налоговыми органами в родной стране.
Однако в начале XXI века государства решили всерьез заняться данной проблемой и начали создавать международные организации и механизмы, направленные на борьбу с налоговой оптимизацией через оффшорные юрисдикции. В последние годы во многих странах мира были приняты законы о так называемых «контролируемых иностранных компаниях» (КИК). Несмотря на разные формулировки и другие несущественные отличия, в большинстве случаев смысл этих законов оказался одинаковым: прибыль иностранной компании, принадлежащей резиденту, считается личным доходом такого резидента и подлежит налогообложению согласно правилам страны его резидентства.
Таким образом, теряется смысл выводить прибыль в оффорную фирму, ведь эта прибыль всё равно будет облагаться полноценными налогами в стране ее происхождения. При этом законы о КИК не делают разницы между прибылью, распределенной оффшорной компанией в качестве дивидендов, и прибылью, которая просто накапливается на счетах такой компании. Этот подход позволяет избежать ситуации, когда выводить капиталы за рубеж и оставлять их там выгоднее, чем выводить, а потом возвращать обратно. Закон о КИК не только уравнивает эти ситуации, но и в целом лишает экономического смысла любые манипуляции с низконалоговыми юрисдикциями.
Список государств, принявших собственный закон о КИК, весьма обширен и включает практически все экономически развитые и многие развивающиеся страны, в том числе почти всю Европу. При этом в некоторых странах, вместо специальных законов о КИК, государство применяет другие юридические инструменты, позволяющие добиться аналогичного результата — демотивировать предпринимателей на использование оффшорных схем ведения бизнеса. По такому пути, например, пошли власти Австрии, Нидерландов, Словении и др.
Впрочем, некоторые экономически развитые страны до сих пор не создали собственных инструментов противодействия международной налоговой оптимизации. Так, своих резидентов в использовании оффшоров пока не ограничивают власти Бельгии, Гонконга, Швейцарии и ряда других стран.
Важно отметить, что эффективность законов о КИК была бы крайне низкой без международного обмена налоговой информацией. Чтобы налоговые органы могли взымать налог с прибыли КИК, принадлежащей гражданину страны, они как минимум должны узнать не только о существовании такой компании, но и доказать, что она принадлежит этому гражданину. Долгое время это было практически невозможно в силу того, что у налоговых органов разных стран не было инструментов и возможностей для обмена информацией об учредителях, акционерах и бенефициарах компаний. Во многих странах даже доминировал принцип максимальной конфиденциальности подобной информации.
Однако в 2017 году группа из 72 государств мира создала систему автоматического обмена подобной информацией, заменив принцип конфиденциальности принципом открытости. Эти страны договорились сообща противодействовать явлению, известному под аббревиатурой BEPS (размывание налоговой базы и перенос прибыли в низконалоговые юрисдикции). «План BEPS», подписанный летом 2017 года во французской столице, предусматривает целый комплекс мер, направленных на борьбу с этим явлением. И основу данной стратегии составили именно рекомендации по созданию законов о КИК в странах, присоединившихся к плану.
Важно отметить, что «План BEPS» в целом и законы о КИК в частности никоим образом не препятствуют ведению международного бизнеса и развитию транснациональной торговли. Их цель — пресечь налоговые манипуляции с использованием КИК. Таким образом, предприниматели, желающие расширить свой бизнес на другие страны (а не просто минимизировать налоговую нагрузку), никак не страдают. У них по-прежнему остается весь набор традиционных инструментов, в том числе возможность использования собственных компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях.
Деоффшоризация в России
Интерес российского бизнеса к оффшорам всегда был весьма значительным. Российские капиталы за границей давно стали притчей во языцех. Но в 2015 году Госдума с подачи правительства нанесла сокрушительный удар по применявшимся десятилетиями схемам международной налоговой оптимизации, приняв собственный закон о КИК.
Законодатель не только ввел новое правило, по которому прибыль КИК, принадлежащих российским резидентам, стала считаться их личным доходом, но и обязал резидентов уведомлять государство о наличии у них зарубежных компаний. Так, любой российский резидент, владеющий в иностранной фирме более 25% акций (или более 10%, если россиянам принадлежит более половины фирмы), обязан предоставить российским налоговым органам финансовую отчетность по такой фирме.
Наверно, сам по себе закон о КИК не сильно навредил бы любителям международной налоговой оптимизации, ведь пока резидент не сообщит о наличии у него собственной компании за рубежом, отечественным налоговикам ему было бы практически нечего предъявить. Однако вскоре после появления закона борьбу с оффшорами дополнило участие России в международной системе автоматического обмена налоговой информацией. Десятки стран согласились информировать друг друга о банковских счетах и компаниях в своей юрисдикции, принадлежащих резидентам других стран-участников системы. Таким образом, если резидент и захочет скрыть факт владения иностранной компанией, государство всё равно узнает об этом от властей той страны, где у этой компании открыт банковский счет.
Как использовались КИК раньше?
До начала тотальной деоффшоризации КИК были простым и дешевым, но эффективным инструментом не только для ведения транснационального бизнеса, но также и для снижения налогового бремени. И тому было несколько причин:
- КИК в качестве прокладки между активом и его конечным собственником обеспечивает конфиденциальность и безопасность владения иностранной собственностью.
- Зарегистрированные в низконалоговой юрисдикции КИК позволяют легко управлять иностранными активами при минимальной налоговой нагрузке.
- Зарегистрированные в низконалоговой юрисдикции КИК — это удобный инструмент снижения налоговой нагрузки при ведении активной международной торговли, производстве товаров и осуществлении строительной деятельности.
Таким образом, чаще всего КИК создавались для снижения налогового бремени и для сокрытия активов как от родного государства, так и от потенциальных рейдеров.
С самого начала существования современной России использование КИК было действительно легким и простым инструментом в руках отечественных бизнесменов, желающих снизить налоговую нагрузку на свой бизнес. Налоговые органы практически не имели возможностей получения и подтверждения информации, на основе которой бизнесмену можно было бы доначислить налоги на прибыль, выведенную в оффшоры. Но в последние четыре года ситуация радикально изменилась, ведь принятый в 2015 году закон о КИК дал налоговикам основания для доначисления налогов на выведенную в оффшоры прибыль, а система международного обмена налоговой информацией обеспечила необходимую информированность государства о деньгах своих граждан, спрятанных в оффшорах.
Учитывая важность перемен, произошедших в правилах ведения транснациональной коммерческой деятельности, очень важно адаптировать ранее применявшиеся схемы к новым реалиям. В противном случае бизнесу будут грозить различные проблемы в связи с обвинениями в попытках уклонения от уплаты налогов.
Проанализировать законность и жизнеспособность международной бизнес-структуры вам помогут юристы компании «I.D.E.A. Legal Group». Наши специалисты изучат вашу ситуацию и дадут практические рекомендации по улучшению действующих коммерческих схем с целью устранения правовых рисков.