Что ожидает криптовалютные биржи и обменники в Эстонии. Очередные нововведения в Эстонском законодательстве в 2021 году.

На сегодняшний момент Эстония является одной из тех юрисдикций, в которых финтех законодательство активно развивается и совершенствуется. Власти нацелены на развитие криптовалютного сектора экономики в стране. Посредством гибкого законодательства они дают возможность крипто стартапам на этапе выбора благоприятной среды остановиться именно на Эстонии. В статье мы рассмотрим, какие изменения ожидаются в крипто законодательстве Эстонии и какие новые требования должны будут соблюсти провайдеры услуг виртуальных активов и криптовалютные обменники для эффективного функционирования на крипторынке.

Законодательство о виртуальной валюте в Эстонии сегодня

Виртуальная валюта – это термин, не имеющий легального определения в законодательстве Эстонии, но все инструменты, представленные в криптографической форме, можно условно именовать виртуальными активами. Таким образом, виртуальные активы, в соответствии с эстонскими регламентами, можно разделить на три группы, в зависимости от их функционального назначения:

  1. Виртуальные валюты
  2. Начиная с 2017 года, Орган финансовой разведки выдает лицензии на осуществление деятельности в качестве поставщика услуг виртуальной валюты в Эстонии. Виртуальная валюта определена в пункте 9 параграфе 3 Законе о предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма (the Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act-MLTFPA) – валюта, представленную в цифровой форме, которая может быть обменена, сохранена или продана в цифровом виде и которую физические и/или юридические лица используют в качестве платежного инструмента. Согласно действующему MLTFPA, поставщики услуг виртуальной валюты делятся на:

    • Кошелек, предоставляющий услуги по хранению и передаче виртуальной валюты другому лицу (лицам);
    • Обменник виртуальной валюты (виртуальная валюта - фиат/виртуальная валюта-виртуальная валюта).
  3. Виртуальные активы, используемые в целях инвестирования
  4. Виртуальные активы, предназначенные для инвестирования, сегодня классифицируются как инструменты, права и обязанности, которые в общем виде аналогичны пакету акций в компании, держатель которых может получать доход в соответствии с условиями, на которых данные активы приобретались. Отношения в данном случае также будут регулироваться Коммерческим (торговым) кодексом Эстонии (Commercial code).
    Однако вопросы, связанные, например, с ведением реестра транзакций в цепочке блоков, а также совершением сделок с токеном (виртуальный кошелек и его ключи), и другие аспекты, связанные с технологической спецификой, остаются неурегулированными.

  5. Утилитарный токен (utility token)

К утилитарным токенам обычно относятся виртуальные активы, которые после их приобретения дают право их держателю обменять токены на товары/услуги, предоставляемые эмитентом токенов. Другими словами, утилитарный токен - это внутренняя валюта компании, это токен с функцией ограниченного пользования, который принимается эмитентом в качестве средства платежа за предоставленные им услуги или товары. Поэтому такие активы также можно классифицировать как ваучеры. Предоставление утилитарных токенов и их обмен также не регулируется эстонским законодательством. Отношения между эмитентом и будущим держателем возникают и на основании технического документа о предоставлении токена.

Изменения в порядке получения лицензии в Эстонии. Что изменилось в эстонских криптолицензиях?

Вся вышеперечисленная деятельность по хранению, передаче и обмену виртуальных активов подлежит лицензированию, порядок их деятельности уже урегулирован. Законодатель предлагает также установить регламентацию деятельности по организации торговой платформы виртуальной валюты, на которой поставщик услуг виртуальной валюты будет осуществлять ее управление, а третьи стороны, заинтересованные в покупке или продаже виртуальной валюты, смогут заключать контракты по обмену одной виртуальной валюты на другую или на (фиатную) традиционную валюту. Отличие данной платформы от обменника виртуальной валюты заключается в том, что обменник предоставляет услуги «быстрого» обмена фиатных средств на виртуальную валюту или наоборот, а биржи занимаются «выгодным» обменом, так как на ней размещено множество предложений по продаже активов, соответственно опытный инвестор, разбирающийся в особенностях рынка, скорее обратится к бирже и продаст/обменяет свои активы на выгодной основе.

Криптовалютную биржу или криптовалютный обменник сможет осуществлять как частная, так и публичная компания с ограниченной ответственностью, которая должна будет получить специальную лицензию поставщика виртуальных услуг (Virtual assets service provider – VASP) в Органе по финансовому надзору Эстонии (FSA). Также законодательство расширяет перечень документации, которую необходимо будет прикладывать к заявлению на получение криптовалютной лицензиисогласно новым требованиям в 2021 году:

  1. Баланс на счете заявителя и обзор доходов, расходов, движения денежных средств на конец месяца, предшествующего подаче заявления на получение лицензии, а также, при наличии, отчеты за последние три финансовых года;
  2. Бизнес-план, детально описывающий деятельность компании;
  3. Бухгалтерская отчетность;
  4. Описание IT-систем и других технологических инструментов, необходимых для оказания предлагаемых услуг на платформе, включая описание мер безопасности, используемых для обеспечения непрерывности предоставления услуг;
  5. Политики безопасности, политика конфиденциальности, отражающая правила обеспечения безопасности данных, включая меры по обеспечению кибербезопасности;
  6. Описание корпоративной структуры компании.

Изменяется и срок рассмотрения заявки на получение лицензии. Ранее Орган по финансовому надзору должен был рассмотреть заявку не позднее чем через 4 месяца после подачи документов, с введением новых правил этот срок пролонгируется до 6 месяцев.

Что касается изменений в требованиях к корпоративной структуре компании, то юридический адрес и головной офис провайдера криптовалютной биржи в Эстонии должны находится исключительно в Эстонии. Эти данные также должны быть детализированы в Уставе компании. Если компания намеревается расширяться и открывать новые офисы (филиалы, например) за рубежом, то она обязана подать заявку в Орган по финансовому надзору для одобрения такого действия. Более того, если ранее требования к уставному капиталу компании предъявлялись в размере 12,000 EUR, то сейчас они увеличились до 25,000 EUR.

В дополнение к вышеперечисленному, необходимо также обратить внимания на новые квалификационные требования к членам органа управления компании. Им может быть назначено лицо, имеющее знания, навыки, опыт, образование, подтверждение профессиональной пригодности и безупречную деловую репутацию, необходимую для осуществления деятельности, связанной с криптовалютными активами, а также необходимое количество времени для выполнения своих обязанностей на соответствующей должности. Изменения потребуют, чтобы в руководящий орган управления было назначено не менее двух специалистов, отвечающих квалификационным и репутационным критериям.

Комплаенс и отчетность

В части комплаенса вводится требование о том, что члены органов управления обязаны регулярно пересматривать правила функционирования платформы для торговли виртуальной валютой, оценивать их эффективность и осуществлять соответствующие меры по устранению недостатков. В настоящее время большинство владельцев лицензий не обновляют внутреннюю документацию. Рассмотрим конкретно, какие новые правила соответствия предъявляются к потенциальным приобретателям лицензии VASP в Эстонии:

1. Правила платформы должны быть опубликованы прозрачным и единообразным образом, чтобы обеспечить справедливое и упорядоченное приобретение и передачу инвестиционных инструментов и/или виртуальных валют поставщиком услуг и совершение сделок на основе объективных критериев.

2. Платформа, оказывающая услуги по выгодному обмену виртуальной валюты на фиатные средства, должна указывать (имеется ввиду опубликовывать разъяснительные документы на своем сайте): методологию определения стоимости виртуальной валюты; правило о том, что требование клиента будет исполнено по цене, существующей на момент получения требования клиента; информацию о точной сумме виртуальной валюты, которую клиент меняет на фиат, и сумму фиата, которую он получит после совершения сделки.

3. Криптовалютные обменники обязаны предоставлять ежеквартальный отчет (не позднее 20 дней) о совершенных сделках, об активах клиентов, о прибыли и убытках, а также балансовый отчет.

4. Аутсорсинг мер AML/KYC due diligence, который допускается, если:

4.1. аутсорсинг не препятствует деятельности платформы и исполнению ее обязательств на требуемом уровне и не снижает качество обслуживания;

4.2. лицо, которому поручается эта деятельность, обладает необходимыми знаниями и навыками;

4.3. отношения платформы с клиентами и обязательства перед клиентами не изменяются в связи с использованием услуг аутсорсинга.

Таким образом, мы провели небольшой анализ ожидающихся изменений в законодательстве Эстонии о субъектах рынка виртуальных активов. Новые требования придали правовому полю виртуальной валюты еще более комплексный характер и нагроможденный вид. Поэтому, если Вы являетесь действующим криптовалютным обменником или биржей в Эстонии или только намереваетесь основать свой бизнес, IDEA Legal Group сможет оказать Вам правовое сопровождение и помочь в разрешении вопросов, которые могут возникнуть в связи с нововведениями.

Статья подготовлена младшим юристом IDEA Legal Group
Верещагиной Анастасией

Запишитесь на консультацию

Получите помощь профессионалов