Анализ и стратегии от IDEA Legal Group для адаптации к изменениям в налогообложении криптоактивов 📊. Современные подходы и рекомендации.
Бизнес РФ, в частности Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил Минфину, а также ФНС установить особый налоговый режим для операций с криптоактивами.
Данные мероприятия будут направлены на стимулирование роста отрасли цифровых активов, которые будут работать в правовом пространстве с началом 2021 года. Это, по мнению экспертов, даст серьезный толчок для дальнейшего развития отрасли и будет направлено на облегчение налогового бремени для компаний этой отрасли.
Отметим, что криптоактивы представляют собой цифровые права, включающие, в том числе:
- Требования, вытекающие из денежных обязательств;
- Осуществление прав по эмиссионным ценным бумагам;
- Права участника акционерного общества.
Иными словами, к криптоактивам относятся цифровые аналоги долговых расписок, акций, облигаций и прав участия в капитале, созданных путём внесения или изменения записей в инфосистему на основе распределённого реестра, т.е. с применением технологии блокчейн.
Конкретные предложения
В рамках законодательной инициативы предполагается введение следующих налоговых мер:
- Освободить от НДС такие операции, как выпуск, обращение, погашение криптоактивов, наряду с мероприятиями, связанными с выпуском и обращением цифровых прав, удостоверяющих право требования по сделкам с криптоактивами.
- Налогообложение прибыли лица, инициирующего выпуск криптоактивов, осуществлять только при наличии имеющегося экономического результата.
- Освободить от налогообложения некоммерческие организации, которые используют пожертвования для создания фондов криптоактивов.
- Предложение об обложении НДФЛ только разницы между стоимостью приобретения и погашения криптоактива, при этом уплачиваться такой налог будет финансовыми организациями и иными ЮЛ по аналогии с погашением и реализацией ценных бумаг.
Применение предложенных мер на практике
Как уже отмечалось, налогообложение цифровых активов должно заработать вместе с основным законом по активам, тем самым обеспечив достаточную правовую ясность по работе с ними. При этом принципы налогообложения не являются новыми, дело в том, что бизнес предлагает взять за основу модель налогообложения ценных бумаг, которая работает уже достаточно давно. В данном случае речь идет об освобождении от налогообложения по НДС, а также о фискализации доходов физических лиц только при наличии разницы между операциями по приобретению и реализацией цифровых активов.
Аналогичным образом возможно налогообложение прибыли только при наличии положительного результата деятельности. Не для кого не секрет, что зачастую больше половины имеющихся активов могут потерпеть убытки, что при возможном налогообложении всего совокупного пакета активов могло бы нанести серьезный финансовый урон субъекту экономической деятельности и лишить его возможности и желания дальнейшей работы с криптоактивами.
Тем не менее, здесь не стоит отождествлять криптоактивы и ценные бумаги ввиду того, что цифровые активы рассматриваются шире. В данном случае существует риск создания у законодателей неправильного представления о налогообложении иных активов, отличных от ценных бумаг, которые будут вправе претендовать на данные налоговые преференции.
Таким образом, разумные предложения бизнес-сообщества должны способствовать повышению привлекательности отрасли цифровых активов, стимулированию деятельности игроков крипторынка и давать определенные преференции для начала работы в данной отрасли. Несмотря на сложившуюся непростую экономическую ситуацию в России и в мире в целом, необходимости достаточно агрессивной фискальной политики для стабилизации положения в стране, данный подход видится вполне реалистическим и реализуемым, с точки зрения первоначального привлечения игроков данной отрасли к ведению деятельности.