Международное налоговое планирование является неотъемлемой частью ведения среднего и крупного бизнеса. Налоговая нагрузка на бизнес увеличивается с каждым годом, так как все больше государств отходят от принципа предоставления компаниям каких-либо налоговых льгот
Международное налоговое планирование является неотъемлемой частью ведения среднего и крупного бизнеса. Налоговая нагрузка на бизнес увеличивается с каждым годом, так как все больше государств отходят от принципа предоставления компаниям каких-либо налоговых льгот. Особенно актуальна борьба с офшорными юрисдикциями для России в целях предотвращения «бегства капитала». Власти предпринимают меры для того, чтобы налоги и сборы поступали в казну РФ в максимальном объеме, а зарубежные юрисдикции становились все менее привлекательными для инвестирования.
Для начала следует напомнить о том, что в марте 2020 года президент Владимир Путин поручил увеличить ставку налога на вывод дивидендов в зарубежные юрисдикции до 15%. Такое поручение невозможно было реализовать иным образом, кроме как путем пересмотра Соглашений об избежании двойного налогообложения с государствами, в которых сосредотачивается наибольшая часть российского капитала: Кипр, Мальта, Люксембург и Нидерланды. В результате долгих переговоров на условия российской офшорной налоговой реформы согласился Кипр с некоторыми оговорками и Мальта. Люксембург планирует пересмотреть и принять новые условия СИДН с Россией только в 2022 году. Соглашение об избежании налогового соглашения с Нидерландами было денонсировано, государство не согласилось сотрудничать на условиях, предложенных Россией и, к сожалению, именно это событие в ближайшее время окажется губительным для российского крупного бизнеса.
Именно Нидерландах зарегистрированы субхолдинговые компаний Яндекс, «Связной», X5 Retail Group и другие. Дело в том, что, в соответствии с СИДН с Нидерландами, можно было выводить прибыль из РФ, уплачивая налог в 2-3%, а Министерство финансов России в процессе переговоров предложило увеличить налоговую ставку до 15%, на что был получен отказ со стороны Нидерландов.
Переходя к инициативе о прогрессивном налоге на офшорные дивиденды, следует пояснить, что, если выплаты по дивидендам после получения идут далее в офшор, например, переводятся на счета, зарегистрированные в Карибских государствах, то на данный момент дополнительных налоговых обязательств не возникает. Поэтому, в случае отсутствия между такими благоприятными с налоговой точки зрения государствами и Россией соглашения об избежании двойного налогообложения, планируется установить налоговую ставку на вывод дивидендов в размере 15%. На данный момент специалисты рассматривают несколько возможных вариантов прогрессивного налогообложения в рамках реформы:
- Облагаться налогом по прогрессивной шкале будут выплаты в пользу материнских организаций;
- Выработать критерий, соответствующий налоговой ставке налога на прибыль в том государстве, в которой данная выплата осуществляется.
- По аналогии с налогом на контролируемые иностранные компании внести порог, с которого будет уплачиваться налог по единой ставке.
Мы рассмотрели данное нововведение с критической точки зрения и выявили несколько проблем, которые могут возникнуть:
- Какая часть прибыли компании будет выводиться за рубеж? Не очень понятна схема определения налоговыми органами объема прибыли компании, которая будет перечисляться в иностранные юрисдикции и в отношении которой будет действовать повышенный налог;
- Введение данного налога негативно скажется на бизнес-среде, так как лишь увеличит неравномерное налогообложение компаний;
- За последнее время законодательство РФ о КИК несколько раз претерпело изменения. Сейчас власти хотят ввести новые поправки. Проблема заключается в том, что бизнес не успевает приспосабливаться и подготавливать своих сотрудников и свою деятельность в целом к новым требованиям.
На майских выходных власти планируют провести обсуждение законопроекта о прогрессивном налоге на вывод дивидендов за рубеж и принять предварительное решение относительно легализации данных изменений.