Расширение доступа налоговых органов к банковской тайне

Министерство финансов подготовило поправки, расширяющие доступ Федеральной налоговой службе к банковской тайне. В законопроекте предлагается предоставить право ФНС в автоматическом режиме получать у ЦБ имеющиеся у нее данные о банковских операциях компаний и индивидуальных предпринимателей, защищенные банковской тайной. ЦБ, в свою очередь, получит право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Перед началом анализа законопроекта и пояснительной записки к нему, необходимо отметить то, что не поднимается вопрос об отмене налоговой[1] или банковской тайны[2]. Поправки к статьям налогового кодекса не предполагают, что налоговым служащим предоставят доступ к выпискам по операциям на счетах физических лиц.  Подобную информацию можно будет получить в исключительных случаях (например, с разрешения руководителя налогового органа при проверках). Изменения должны повысить эффективность риск-ориентированного подхода для налогового контроля и предотвратить ущерб от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов, добавили в ФНС.

Итак, согласно законопроекту, планируется внесение поправок в статьи 86 и 102 Налогового кодекса РФ. Центральный банк РФ с вступлением поправок в силу сможет предоставлять налоговым органам документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну, а также те, которые содержат персональные данные физических лиц. При этом перечень документов и сведений, подлежащих разглашению, а также порядок представления налоговым органам указанных документов и сведений будет определяться соглашением ЦБ и надзорным органом в области налогов и сборов. Что касается налоговой тайны, доступ к информации, составляющей налоговую тайну получают должностные лица ЦБ РФ.

На данный момент банки вправе передавать в автоматическом режиме налоговым органам информацию только об открытии/закрытии счетов или изменении реквизитов в рамках осуществления валютного контроля, а об операциях по счетам своих клиентов они могут узнавать только по запросу. После вступления в силу поправок объемы раскрытия сведений существенно увеличатся, потому что ЦБ РФ будет необходимо раскрывать чуть практически всю доступную ему информацию о банках и клиентах.

Чем вызвана необходимость принятия поправок и в чем их преимущество?

  1. Вышеизложенные изменения имеют целью повысить эффективность налогового контроля, а также предотвратить ущерб от недобросовестных налогоплательщиков, использующих различные схемы для уклонения от уплаты налогов.
  2. Введение новых мер поспособствует «чистке экономики» от недобросовестных компаний и ИП, что на данный момент является актуальной проблемой, возникающей между бизнесом и государством.
  3. Раскрытие налоговой и банковской тайны также кажется логичным нововведением и в том случае, если рассматривать его в рамках законопроекта о возможности применения налоговой реконструкции к тем компаниям, которые замешены в схемах работы с компаниями-однодневками и «фиктивными» партнерами. Посредством уточнения налоговой данных о транзакциях, можно будет сделать вывод о том, действительно ли была совершена сделка, указанная в документации компании.

В связи с нововведениями, бизнес оказывается в непростой ситуации, в которой сведения о транзакциях и налоговой отчетности могут быть разглашены ЦБ и ФНС. В данных обстоятельствах необходимо юридически грамотно составлять соответствующую документацию для предоставления их в налоговые органы, выбирать надежных партнеров, а также включать в договоры необходимые условия для сохранения своего финансово стабильного положения.  Специалисты IDEA Legal Group готовы оказать комплексное юридическое сопровождение вашего бизнеса с учетом изменений законодательства и предоставить поддержку на любом этапе реализации сделок с партнерами.


[1] Ст. 102 НК РФ.

[2] Ст. 857 ГК РФ.

Запишитесь на консультацию

Получите помощь профессионалов