Правки в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяющие любые операции россиян по счетам в популярных офшорах
С наступлением нового, 2020 года россияне, имеющие счета в финансовых учреждениях Кипра, Мальты, Израиля, Болгарии и Хорватии и прочих популярных офшорах, получили возможность зачислять на них доход от любых операций с компаниями, не зарегистрированными в этих странах. До конца декабря, когда выступили в силу поправки в законодательство, такие операции влекли штрафные санкции до 100% от суммы операций.
Что случилось
В декабре 2019 года президент РФ подписал поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Поправки вступили в силу с 1 января и содержат расширенный перечень стран, счета в которых могут использоваться для проведения валютных операций неограниченно.
Теперь таких стран стало больше, так как в списке присутствуют территории, участвующие в автоматическом взаимодействии по вопросам финансовой информации с ФНС России, и страны ЕАЭС. 24 декабря 2019-го Министерство юстиции представило дополненный список стран-участников автоматического обмена.
Первый вариант списка, утверждённый в августе прошлого года, содержал более строгие требования к территориям «самой прозрачной» юрисдикции. Так, кроме автообмена с ФНС России, они должны были быть участниками Организации экономического сотрудничества и развития (куда входит 36 стран) или группы по борьбе с отмыванием средств (куда тоже входит 36 стран, причём 80% участников обеих организаций совпадают). Таким образом, популярные Кипр, Мальта, Израиль, Хорватия и Болгария, Панама, Гренада, Виргинские острова не попадали в версию списка от августа 2019 года.
Новшества 2020 года
Страны, указанные в начале статьи, полностью соответствуют новым требованиям – или состоят в ЕАЭС (где, кроме России, состоят также Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), или поддерживают автоматический финансовый обмен с РФ. Следовательно, теперь на совершаемые на их счетах валютные операции не накладываются никакие ограничения. Ранее некоторые такие операции влекли от 75 до 100% штрафа от суммы. К примеру, счёт на Кипре не предназначался для зачисления доходов от операций с недвижимостью и ценными бумагами.
В дополнение к уже действующим правилам, средства, зачисленные на счета в вышеуказанных «прозрачных» странах после 1 января 2018 года, также не облагаются штрафами.
Изменения не коснулись Великобритании и США, в которых тоже есть валютные счета россиян. И та и другая страна передают всю финансовую информацию России только по запросу, игнорируя автоматический обмен. Таким образом, они ещё с августовской редакции поправок не относились к «прозрачным», а действующая версия закона ещё ужесточила проведение валютных операций в этих странах.
Для примера: ранняя редакция закона допускала зачисление на иностранные счета средств от аренды жилья или доходов от продажи ценных бумаг (это распространялось на страны-участницы ОЭСР или ФАТФ). Нынешняя же редакция справедлива только для стран-участниц ЕАЭС и тех, которые поддерживают взаимообмен с Российской налоговой службой. Поэтому, что касается счетов в США и Великобритании, допустимые без штрафа операции с ними – выплата зарплаты, премии, перевод средств из России. Остальные влекут наложение штрафов.
Обратите внимание
Если вы находитесь за границей до 183 дней в году, а на банковских счетах у вас сумма, не превышающая 600 тысяч рублей (при условии, что счета открыты в «непрозрачной» юрисдикции), вы должны отчитываться об этих счетах в налоговую службу. В случае совершения не разрешённых законом операций (например, на ваш счёт в Британии поступят средства от продажи недвижимости), о которых станет известно российским налоговикам, приготовьтесь к тому, что на вас могут быть наложены штрафы. Размер их порой достигает 100% от суммы операции.
А что конкретно мне это даёт?
Само по себе расширение списка «самых прозрачных» юрисдикций и отмена ограничений на валютные операции – безусловно, приятные новшества для владельцев счетов за рубежом, убеждены специалисты IDEA Legal Group. Однако те, кто два года обращался за помощью в легализации валютных операций (которые в конце концов легализованы на государственном уровне), или провёл амнистию капитала, оказались неприятно удивлены.