crs

По мере активной глобализации, всем налогоплательщикам становится проще управлять денежными потоками через финансовые учреждения, предоставляющие услуги онлайн-банкинга. Крупные суммы денег компаний, предпринимателей и физических лиц хранятся на счетах в зарубежных финансовых учреждениях, которые не учитываются в налоговых декларациях. Государства имеют общую заинтересованность в поддержании целостности своих налоговых систем, поэтому сотрудничество между налоговыми органами играет решающую роль в борьбе с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег. Ключевым аспектом такого сотрудничества является обмен информацией.

В рамках Форума по налоговому администрированию Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была принята конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией – Common Reporting Standart (CRS MCAA) – Глобальный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах (далее - CRS). Он предусматривает право налоговых органов стран, присоединившихся к глобальному стандарту получать от финансовых учреждений информацию о счетах налогоплательщиков стран, присоединившихся к Глобальному Стандарту, и раз в год пересылать эту информацию налоговым органам страны налогоплательщика. В 2016 году Россия подписала Многостороннюю конвенцию о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS. В результате присоединения российские налоговые органы смогут получать информацию о счетах физических и юридических лиц – российских налоговых резидентов, открытых в иностранных странах, также являющихся сторонами Соглашения. 

Возникает вопрос, все ли финансовые учреждения принимают участие в этом информационном обмене? В данной статье на конкретных примерах мы рассмотрим, сообщают ли платежные системы информацию о счетах, принадлежащих налоговым резидентам других стран.

Согласно разделу 2 Многостороннего соглашения МСАА, государства берут на себя обязательство ежегодно в автоматическом режиме обмениваться информацией, касающейся личных данных юридических/физических лицц, номера банковского счета, баланса счета и, в отношении депозитных счетов, информацию об общей сумме процентов за год. И даже если у страны нет договора об автоматическом обмене, то эти данные относительно легко предоставляются по запросу, если есть двухсторонние соглашения. То есть, задачей CRS является установление налогового резидентства клиентов. В соответствии с CRS, финансовые учреждения обязаны идентифицировать клиентов, которые являются налоговыми резидентами за пределами государства, где они держат свои счета и сообщать данную информацию местному налоговому органу. Затем они могут поделиться этой информацией с налоговым органом страны, резидентом которой является клиент.

Сообщать информацию о счетах юридических и физических лиц обязаны депозитарные финансовые учреждения и инвестиционные организации. Стандарт определяет депозитарное учреждение как юридическое лицо, принимающее депозиты в ходе обычной банковской или аналогичной деятельности. Однако обратим внимание на то, что платежные системы, имеющие, например, европейскую лицензию EMI (Electronic Money Institition) не являются депозитарными финансовыми учреждениями в силу условий выдаваемого им разрешения на эмиссию электронных денег, открытие счета, предоставление IBAN и оказания иных финансовых услуг (то есть они представляют собой некредитные финансовые учреждения). Например, платежная система TransferWise – британская компания, уполномоченная Управлением финансового надзора Великобритании, на сайте указывает, что оценивает влияние общих стандартов отчетности на свой бизнес. Но в настоящее время компания не сообщает информацию о счетах своих клиентов в Её Величества Управление по налоговым и таможенным сборам, чтобы затем оно передало эту информацию в налоговые органы страны клиента.

Компания Webmoney (WebMoney Europe LTD), также являющаяся EMI, обоснует, что авторизована Управлением финансового надзора Великобритании (Financial Conduct Authority) именно на выпуск электронных денег. В настоящее время финансовые учреждения, выпускающие электронные деньги, освобождены от отчетности FATCA (Закон о налоговой отчётности по зарубежным счетам США)и CRS.

Но несмотря на то, что требования CRS на них не распространяются, некоторые из EMI, например, PayPal, информируют своих клиентов о том, что их данные могут быть переданы в компетентные органы. Информация о предоставлении отчетов в компетентные органы также содержится на сайте компании, где сказано, что CRS требует, чтобы отчитывающиеся финансовые учреждения, такие как PayPal, идентифицировали и отчитывались о владельцах счетов, которые являются налоговыми резидентами участвующей юрисдикции. То есть сообщается, что PayPal будет собирать информацию о клиентах, чтобы определить, какие счета прямо или косвенно подотчетны CRS. Если PayPal определяет, что счет подлежит отчетности в соответствии с CRS на основе анализа информации о владельце счета и/или юридическом лице, PayPal должна либо сообщить информацию местному налоговому органу, либо органам участвующей юрисдикции.

В любом случае, по запросу налоговые органы могут получить нужную им информацию о счетах вышеупомянутых финансовых учреждений.

Поэтому если вы являетесь владельцем компании, имеющей лицензию EMI, нужно уведомлять своих клиентов о возможном запросе от компетентных органов относительно их счетов. А если Вы планируете открыть счет в одном из подобных финансовых институтов нужно проанализировать является ли государство, в котором этот институт находится участником CRS.

Если Вы являетесь физическим лицом/компанией/предпринимателем, планирующим открыть счет с помощью одной из платежных систем, советуем более точно проанализировать и оценить риски хранения денежных средств в иностранных юрисдикциях, в чем Вам поможет группа высококвалифицированных юристов IDEA Legal Group.

 

Запишитесь на консультацию

Получите помощь профессионалов