О важности разработки законодательной базы для регулирования процесса

Ключевой особенностью криптовалютного сектора в последние два года стал тезис о важности разработки законодательной базы для регулирования процесса создания криптовалютных платформ и осуществления клиентами различных операций. С одной стороны, регулирование привлечет крупные инвестиции со стороны государства, а с другой стороны позволит оперативно выявлять нарушения и теневые операции с криптовалютой.

Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, многие государства приняли решение позаимствовать те правила, которые успешно применяются в традиционном финансовом секторе. Так, Правила борьбы с отмыванием денег (Anti Money Laundering или AML) и требования знать своего клиента (Know Your Customer, KYC) пришли в криптовалютную сферу из традиционного финансового рынка. В большинстве стран мира – США, странах Европы, Японии и Южной Корее – KYC/AML давно стали основой регулирования деятельности финансовых компаний. В нашей статье речь пойдет про то, какие шаги предпринимались США в 2020 году и какие правила будут приняты в 2021.

Управление Минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network, FinCEN) в конце 2020 года выступило с рядом инициатив. 18 декабря 2020 года агентство публиковало на официальном сайте законопроект «Требования к определенным операциям, связанным с конвертируемой виртуальной валютой или цифровыми активами» («Requirements for Certain Transactions Involving Convertible Virtual Currency or Digital»)[1].

FinCEN в документе уточнил, что эти правила доводятся до сведения общества для того, чтобы получить публичные комментарии по предложению властей обязать банки и предприятия денежного обслуживания (“MSBs”) представлять отчеты, вести учет и проверять личность клиентов в случае совершения операций с конвертируемой виртуальной валютой (“CVC’’) или цифровыми активами со статусом законного платежного средства (“legal tender digital assets” или LTDA), хранящиеся в незарегистрированных кошельках.  FinCEN предлагает принять эти требования в соответствии с законом «О банковской тайне» (“BSA”). Для реализации некоторых из этих предлагаемых требований FinCEN предлагает предписать регламентом, что CVC и LTDA являются “денежными инструментами” для целей BSA. Однако FinCEN не предлагает изменять нормативное определение понятия  “денежные инструменты’’ или иным образом изменять существующие нормативные требования BSA, применимые к  “денежным инструментам”  в нормативных актах FinCEN, включая существующее требование отчетности о валютных операциях (“CTR”) и существующее требование отчетности об операциях с валютой или денежными инструментами.

С какими конкретными изменениями выступаетFinCEN?

Во-первых, предлагаемая норма потребует от банков и учреждений, оказывающих финансовые услуги представлять отчет, содержащий сведения о транзакциях клиента CVC или сделки LTDA и его контрагента (в том числе информацию о наименовании и адресе),  а также проводить проверку личности своих клиентов, если контрагент по сделке использует незарегистрированный кошелек, а сумма транзакции превышает 10 000 долларов США. Во-вторых, это правило потребует от банков и MSBs хранить данные об истории транзакций клиента CVC или LTDA и контрагента, включая проверку личности своего клиента, если контрагент использует незарегистрированный кошелек, а сумма транзакции превышает 3000 долларов.

На данный момент такая верхняя граница действует лишь для международных транзакций. Законодательная инициатива призвана усилить контроль за криптовалютными биржами и посредниками в рамках соответствия требованиям AML/CTF.

Для полной ясности FinCEN в законопроекте определяет, что имеется в виду под «зарегистрированными и незарегестривроанными кошельками» («hosted and unhosted wallets»). Зарегистрированный криптокошелек представляет собой некий цифровой счет, размещенный сторонним финансовым учреждением, который позволяет владельцу счета (пользователю) хранить, отправлять и получать криптовалюту. Незарегистрированные же кошельки в первую очередь используются для обеспечения анонимности и сокрытия осуществления незаконной финансовой деятельности.

Именно для выявления такой деятельности, незаконных финансовых транзакций агентство решило ввести правило о том, что все финансовые учреждения представляют отчетность, которая отражает всю информацию о сделке клиента и контрагента, имеющего незарегестрированный электронный кошелек, если сумма такой сделки превышает $10.000.

1 января поступило еще одно предложение, касающееся банковской тайны. Если поправки будут приняты, резидентам США придется сообщать о своих крипто-кошельках и аккаунтах на зарубежных платформах, если на них хранится более $10.000.

На публичное обсуждение инициатив отводится чуть больше двух недель.

Таким образом, управление Минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network, FinCEN) вступило в 2021 год активнее прочих финансовых регуляторов. Данный законопроект в первую очередь направлен на создание надлежащих механизмов контроля для защиты национальной безопасности Соединенных Штатов от различных угроз со стороны иностранных государств и иностранных субъектов, включая спонсируемые государством атаки вымогателей и кибербезопасности, уклонение от санкций и финансирование глобального терроризма.

После принятия законопроекта и всупления в силу, предпринимателям, ведущим свой бизнес в криптовалютном секторе, потребуется достаточно много времени для того, чтобы разобраться в новых правилах и в том, какие санкции последуют за их несоблюдение. С юридической точки зрения предложенные США изменения с большей вероятностью войдут в состав требований регуляторов Европы и иных стран. Именно поэтому команда юристов IDEA Legal Group окажет всеобъемлющее сопровождение вашего бизнеса в части составления юридической документации, соответствующей новым вступившим в силу правовым нормам.

 

Статья подготовлена младшим юристом IDEALegalGroup

Верещагиной Анастасией



Запишитесь на консультацию

Получите помощь профессионалов