Княжество Лихтенштейн — карликовое государство, расположенное в Западной Европе. На западе граничит со Швейцарией, на востоке — с Австрией, выхода к морю не имеет. Лихтенштейн не входит в состав Европейского союза, но при этом является участником Европейской экономической зоны и Шенгенского соглашения. Соблюдая строгий нейтралитет, Княжество не входит в НАТО, но является ассоциированным государством со Швейцарией, которая и осуществляет военную защиту не имеющего собственной армии Лихтенштейна.
Население
В Лихтенштейне проживает около 37 тыс. человек.
Государственный язык
Немецкий. Население говорит на местном диалекте германской группы. В деловой сфере активно используется английский и в меньшей мере французский языки.
Государственное устройство
Лихтенштейн представляет собой дуалистическую монархию с князем во главе государства. После референдума 2003 года полномочия монарха расширились, теперь он может накладывать вето на принимаемые парламентом законы, распускать кабинет министров и объявлять в стране чрезвычайное положение.
Экономика
До середины XX века Лихтенштейн оставался преимущественно аграрным государством. Бурное развитие промышленности и финансового сектора началось после заключения военно-политического и экономического союза с соседней Швейцарией в 1922 году.
Значительное влияние на развитие экономики оказывает непосредственно княжеское семейство, принимающее непосредственное участие в управлении экономикой. ВВП на душу населения достигает 140 тыс. долларов, а средние показатели инфляции и безработицы не превышают 2%. Лихтенштейн обладает существенными финансовыми резервами, что позволяет ему обходиться без внешних и внутренних заимствований на нужды бюджета.
Национальная валюта
Швейцарский франк (CHF).
Княжество Лихтенштейн известно своей очень мягкой налоговой политикой. При этом предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность за пределами страны, и вовсе от налогов освобождены. Благодаря этому в стране работают десятки тысяч оффшорных предприятий, обеспечивающих порядка одной трети бюджетных доходов. Доверительный режим базируется на схожем с английским обычном праве, хотя правовая система Лихтенштейна основана на континентальном гражданском праве. Лихтенштейн известен развитым сектором частных банковских услуг, но холдинговым структурам разрешено заниматься этим только в пределах своих активов. Широкое распространение получили трасты.
Летом 2003 года в Европейском союзе была окончательно утверждена Директива о налогах на сбережения, согласно которой большинство стран этого объединения присоединились к единой системе обмена информацией. Лихтенштейн, не входящий в ЕС, однако тоже встал перед выбором между присоединением к этой системе и взиманием налога у источника.
Черный список FATF
В 2000 году авторитетная международная организация ФАТФ, противодействующая отмыванию денег, квалифицировала Лихтенштейн как налоговое убежище, отказавшееся от сотрудничества. В итоге Княжество вместе с еще 14 юрисдикциями попало в черный список данной организации. Всем участникам этого списка было предложено исправить свое законодательство, чтобы покинуть список.
В 2001 году ФАТФ пересмотрела состав «черного списка» юрисдикций, отказавшихся от сотрудничества. Из него были исключены четыре государства, в том числе Лихтенштейн. Более того, ФАТФ похвалила власти Княжества за выполнение всех сорока предложенных ему рекомендаций, направленных на создание эффективной системы противодействия отмыванию денег.
К 2002 году ФАТФ заявила, что не имеет претензий к Лихтенштейну.
Ставки налогов
В Лихтенштейне введен 12,5-процентный налог на прибыль юридических лиц. С 2011 года введен также минимальный налог в размере 1200 CHF (не взимается с малых предприятий).
Прирост капитала не облагается собственным налогом, а учитывается в общей прибыли. В то же время для доходов с недвижимости предусмотрен отдельный, хотя и невысокий налог. Дарение и получение наследства облагаются налогом, ставка которого зависит от соответствия конкретной ситуации некоторым критериям. Ставка НДС — всего 8 %. В отношении ряда товаров (продукты питания мед товары и др.) применяется сниженная ставка 2,5%
Дивиденды не подлежат налогообложению у источника с момента вступления в силу изменений в налоговое законодательство в 2011 году.
Миграционные правила
Граждане стран-участниц ЕЭЗ (страны ЕС плюс Норвегия и Исландия) имеют право свободно въезжать в Лихтенштейн и оставаться здесь на неограниченный срок. Гражданам других государств приходится проходить обычные процедуры получения ВНЖ и трудовой легализации. Постоянный приток новых жителей в Лихтенштейн обеспечивают в основном граждане двух соседних стран.
Основная информация о законах
Деятельность обычных коммерческих предприятий регламентирует «Закон о лицах и компаниях», принятый в 1926 году и получивший общепринятое обозначение «PGR Code». Деятельность трастовых предприятий регламентируется положениями «Закона о трастовом предприятии», принятого в 1928 году. Среди наиболее распространенных форматов предприятий в Лихтенштейне следует выделить коммандитные товарищества с акционерным капиталом, компании, ограниченные акциями, ассоциации, кооперативные ассоциации и компании без статуса юрлица. Тем не менее, далеко не все они используются для занятия оффшорным бизнесом.
Независимо от правовой формы, все предприятия, регулируемые «PGR Code», и трасты могут иметь статус либо холдинга (обладающие инвестициями), либо домицильного предприятия (не ведут бизнес в стране). Нерезидентные предприятия, домицильные компании и холдинги часто называют «освобожденными», что указывает на их освобождение от большинства налогов.
Лицензированию подлежат только финансовая деятельность и некоторые виды профессиональных услуг, остальные виды бизнеса никаких особых разрешений не требуют. Таким образом, обеспечивается значительная свобода для учреждения предприятий с любыми целями и задачами.
Ключевыми характеристиками предприятий, регулируемых «PGR Code», являются следующие их особенности:
- обязательное наличие устава (который подлежит передаче регистратору), содержащего информацию об уставном капитале, акционерной структуре, юридическом адресе и т.д.;
- появление правосубъектности только после занесения всей необходимой информации в госреестр;
- хранение данных директоров, сотрудников и акционеров по юридическому адресу;
- включение в название предприятия его типа (Limited, Foundation и т.д.)
Существует ряд ограничений на использование некоторых слов в названиях коммерческих предприятий. В основном это касается названий государств и территорий.
Компании, ограниченные акциями
Предприятия, в которых ответственность собственников ограничена акциями, используются в основном как ОАО, хотя это и не является обязательным. В роли учредителей могут выступать не только акционеры.
Минимальный уровень уставного капитала — 50 тыс. франков. Оплате подлежит минимум 20% заявленного капитала, но в любом случае уплаченная сумма не должна быть меньше официальной минимальной ставки (то есть 50 тыс. франков). Акции на предъявителя оплачиваются полностью. Хотя в Уставе можно снизить оплату акций до 50%, в любом случае валовая оплаченная сумма не может быть ниже 50 тысяч.
Если не планируется создавать предприятие с открытой подпиской, а учредителями выступают сами акционеры, то учредительные процедуры сводятся к одному юридическому акту: основанием для учреждения предприятия становится составленный и заверенный печатью документ.
Если открытая подписка все же предусматривается, то учредительные процедуры происходят в несколько этапов. На первом этапе учредители заявляют о намерениях создать предприятие. Потом происходит этап подписки. Наконец, созывается общее собрание подписчиков (будущих акционеров), на котором и происходит окончательное учреждение фирмы.
Закон позволяет эмиссию акций с несколькими вариантами права голоса: более одного голоса, либо ограниченное число голосов. При этом не голосующие акции законом не допускаются.
Необходимым условием создания компании этого типа является назначение аудитора, который будет каждый год предоставлять Регистратору аудит счетов.
Компания с ограниченной ответственностью
Предприятия этого типа учреждаются как минимум двумя участниками. Минимальная планка уставного капитала равна 30 тыс. франков. Размер доли одного участника — от 50 франков. Капитал оплачивается согласно положениям Устава предприятия. Другие требования к компаниям этого типа:
- Допускаются акции — привилегированные и обычные, именные и на предъявителя, с правом голоса и без, с номиналом и без такового. Тем не менее, существуют определенные требования к выпуску разных типов акций. Например, акции без номинала могут выпускаться исключительно именными.
- На усмотрение учредителей разрешается наделять правом голоса лишь часть акций. При этом право голоса разрешается ограничивать постфактум при некоторых обстоятельствах.
- В компании разрешается иметь всего одного директора, причем разрешается передавать эти функции юридическому лицу. Должность секретаря является необязательной. Агентом «освобожденных» компаний может выступать местный специалист.
- Финотчетность подлежит ежегодной регистрации и хранению определенное количество лет.
Учреждение (Anstalt)
Это особый тип предприятий, характерный для Лихтенштейна. У таких компаний нет участников и акционеров в обычном смысле. Вместо них есть автономно участвующие бенефициары. Учреждения зачастую использует для создания холдинговых структур с целью получения вознаграждений, а также владения патентами и недвижимостью.
Такие предприятия создаются одним или несколькими учредителями, причем вовсе не обязательно бенефициарами. При условии, что уставный капитал не выражен в определенном количестве акций, наделяющих текущих собственников управленческими полномочиями, права учредителей разрешается передавать другим лицам. Это обстоятельство делает Учреждение похожим на Фонд.
Требования к предприятиям в формате Учреждения:
- Неразделенный на акции уставный капитал может составлять 30 тыс. франков и более. Обязательной оплате подлежит половина капитала, но в любом случае не меньше законодательного минимума, т.е. 30 тыс. франков.
- Поделенный на акции капитал — 50 тыс. франков и более. Сегодня подобные типы предприятий де-факто не используются.
- Для руководства предприятием нужен хотя бы один директор, которому и передаются практически все управленческие полномочия.
- Если в собственности Учреждения имеются объекты коммерческого использования, то бухотчетность должна проходить аудит и направляться в государственные надзорные органы. При этом следует отметить, что управление активами, в том числе инвестициями, законом не считается за коммерцию.
Предприятия в формате Фонда применяются для реализации некоторых некоммерческих задач, поставленных учредителями. Особенностью фонда является то, что его активы приобретают собственный правосубъектный статус. У фонда нет ни собственных участников, ни своих акций, но у него есть учредитель или учредители. Как правило, фонды используют для стабильного владения общей семейной собственностью без сложностей, возникающих в результате наследования имущества. Особенности фондов:
- Вместо обычного механизма регистрации предприятия, нужно просто предоставить государственным органам учредительный документ, содержащий основные цели создания фонда. Остальные детали предусмотрены уже в рамках частных нормативных актов.
- Права учредителей допускается передавать иным лицам. Обычно это право на ликвидацию фонда, либо на внесение правок в его документы.
- Фонду нельзя заниматься коммерцией, кроме случаев, когда так достигаются некоммерческие цели фонда.
- Уставный капитал — 30 тыс. франков или более, которые не подлежат разделению на акции. Причем передавать эти активы Фонду в момент его создания не обязательно.
- Управление фондом осуществляет совет доверенных лиц.
Трастовое предприятие
Для учреждения трастового предприятия (допускается один учредитель) необходимо составить трастовый договор, заменяющий собой обычный устав предприятия. Договор содержит такие пункты как наименование траста, его цели, данные управляющих и состав участников, данные аудиторов (если планируется заниматься коммерцией). К коммерции в случае с трастовыми предприятиями не относится управление активами и осуществление холдинговых операций. Трастовый договор необходимо зарегистрировать у государственного Регистратора трастов.
Закон предусматривает минимальную стоимость трастового фонда в 30 тыс. франков. При этом участники траста защищены от кредиторов, имеющих доступ исключительно к своим собственным активам в фонде.
Трастовые предприятия можно создавать без статуса юридического лица, что предусматривает использование в его названии термина «активный траст». Если же создается трастовое предприятие с полноценной правосубъектностью, в его названии должен присутствовать термин «неактивный траст». На практике в лихтенштейнской юрисдикции распространены лишь «неактивные трасты», которые используют для хранения инвестиционного капитала, в особенности недвижимого имущества.
Законы Лихтенштейна предусматривают, что один управляющий должен иметь статус резидента, а также иметь подходящую квалификацию. Для некоммерческих трастов не предусмотрены аудиторские проверки, поэтому доверительный управляющий обязан подавать государственному Регистратору официальную справку о наличии на предприятии всех нужных бухгалтерских книг, а также об отсутствии коммерческой деятельности. Данная справка является для таких трастов единственным видом отчетности.
Траст
Княжество Лихтенштейн является единственной юрисдикцией, где правовая система основана на наполеоновском гражданском праве, но при этом реализованы традиции классического английского траста. Правда, от британских трастов лихтенштейнские отличаются отсутствием ограничений на аккумуляцию дохода и неограниченным по времени статусом.
Для учреждения траста учредителю и доверительному управляющему достаточно заключить письменное трастовое соглашение с обязательным указанием имен бенефициаров. Интересно, что если трастовое соглашение передается государственному Регистратору трастов, то имена бенефициаров при этом не разглашаются. Если же трастовое соглашение в течение года так и не было размещено, данные о трасте заносятся в госреестр. Стоимость регистрации — 200 USD.
Особенности траста:
- Доверительное управление трастом может осуществлять как человек, так и корпорация либо ассоциация.
- Управляющий несет полную ответственность своими активами за невыполнение своих обязательств. Если управляющих несколько, они несут ответственность совместно. Независимо от того, что указано в трастовом соглашении, надзорные функции за деятельностью траста принадлежат суду.
- Бенефициарные права подтверждаются трастовыми сертификатами, которые после регистрации можно пустить в свободное обращение как обычные ценные бумаги.
- Поскольку в Княжестве доминирует гражданское право, активы траста могут быть взысканы в рамках наследства, хотя для таких претензий предусмотрены сроки давности.
- На практике сроки реализации претензий кредиторов ограничены 1 годом.
- Вся документация траста, в том числе учредительный договор, оформляется на любом удобном для учредителей языке.
Интересной особенностью является то, что в Княжестве Лихтенштейн могут законно работать трасты, учрежденные на основе иностранного права. Тем не менее, с них не снимается обязанность управляться согласно требованиям лихтенштейнского права. Также они подлежат налогообложению по правилам Лихтенштейна. Иностранный траст будет квалифицирован как лихтенштейнский, если:
- более половины управляющих — резиденты Княжества;
- имущество траста физически находится на территории Княжества, либо такая информация указана в трастовом соглашении.
Цена на регистрацию и дальнейшее сопровождение
Наименование услуги | Стоимость |
---|---|
Стоимость регистрации компании:
| 8500 CHF |
Государственная пошлина за регистрацию компании | От 500 до 1200 CHF (в зависимости от вида компании) |
Годовое обслуживание компании | 2 500 CHF |
Услуги номинального директора (ежегодно) | 5 500 CHF |
Подготовка и подача финансовой отчетности (ежегодно) | от 1 000 CHF |
Сроки выполнения заказа | 3-4 недели |