Idea Legal Group

Что такое ОБЭП и ОНП (ОЭБиПК)?

До недавнего времени на региональном уровне расследованием налоговых и других экономических преступлений занимались профильные управления (отделы) территориальных органов МВД — УБЭП (ОБЭП) и УНП (ОНП) соответственно. Эти структурные подразделения являлись прямыми преемниками существовавших в советское время отделов ОБХСС. После реформирования УБЭП и УНП они были преобразованы в единую структуру — отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК). Так было сделано почти во всех субъектах РФ, включая город Москву.

Сегодня работа ОЭБиПК регламентируется в основном двумя универсальными законами — «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности».

До реформы главными задачами ОБЭП были:

1) Противодействие использованию в коммерческой сфере «фирм-однодневок». Предприниматели, перечислявшие деньги таким фирмам, преследовались по статьям 171 («Незаконное предпринимательство») и 173 («Лжепредпринимательство») УК. Сегодня противодействием этим видам преступлений занимаются уже сотрудники ОЭБиПК, которые определяют «фирмы-однодневки» по таким признакам:

2) Борьба с мошенничеством — преступление, предусмотренное 159-й статьей уголовного кодекса. В случае невыполнения предпринимателем своих обязательств по коммерческому договору, его действия могут быть квалифицированы мошеннические. Признаками этого является следующее:

3) Расследование преступлений по уклонению от таможенных платежей, что предусмотрено 194-й статьей УК.

4) Противодействие незаконному возврату НДС, что рассматривается 159-й статьей УК как мошенничество. Примечательно, что в последнее время правоохранители стали действовать намного жестче в отношении случаев незаконного возврата НДС. При наличии малейших подозрений в том, что предприятие незаконно возмещает НДС, незамедлительно открывается уголовное дело, которое зачастую сразу же попадает на особый контроль регионального руководства МВД.

В 2003 году указом Президента России была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, а ее функции по борьбе с налоговыми преступлениями были переданы МВД. В этой связи в структуре полицейского ведомства пришлось создать новые подразделения, специализирующиеся именно на преступлениях в сфере налогообложения. Такими подразделениями стали:

В задачи указанных подразделений входило следующее:

До реформы порядок осуществления доследственных проверок органами налоговой полиции регламентировался законом 1991 года «О милиции» и законом 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Расследование преступлений в сфере налогообложения в рамках уголовного дела регламентировалось УПК.

До того, как в 2008 году был отменен 35 пункт 11-й статьи закона «О милиции», налоговая полиция обладала правом проверять предприятия и физических лиц на предмет нарушениями ими налогового законодательства, если имелись признаки совершения такого рода преступлений. При этом порядок проведения налоговых проверок тогда регламентировался обычным приказом МВД, изданным в 2004 году.

Если по результатам такой доследственной проверки предприятия или ИП выявлялись факты нарушения налогового законодательства, информация о них вносилась в акт проверки. Этот документ содержал среди прочего данные об обстоятельствах совершения преступного деяния, о физических лицах, причастных к его совершению, а также ссылки на материалы, являющиеся доказательством факта правонарушения. Кроме того в акт проверки вносилась информация о непредставлении налогоплательщиком документов, если он отказался выполнить соответствующие требования полицейских.

Важным пунктом акта проверки было указание суммы налогов, которые не были уплачены налогоплательщиком за период, охваченный проверкой. И если эта сумма достигала более 500 тыс. рублей для предприятий и более 100 тыс. для ИП, по факту уклонения от налогов возбуждалось уголовное дело. Позднее, в 2009 году, в закон внесли правки, которыми пороговые значения для крупной суммы при уклонении от налогов были повышены до 2 млн. рублей для предприятий и до 600 тыс. для ИП.

В самом конце 2008 года были отменены 25 и 35 пункты 11-й статьи закона «О милиции», наделявшие МВД правом осуществления проверок бизнеса на предмет преступлений в сфере налогов и других правонарушений, касающихся регулирования бизнеса. Также был отменен приказ МВД, регламентировавший правила проведения таких проверок.

Параллельно был изменен закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который теперь наделял МВД некоторыми дополнительными правами в части проведения ОРМ с целью обнаружения экономических преступлений, включая налоговые. Среди прочего полицейские получили право изымать финансовые документы предприятий.

Результатом всех этих изменений стало сохранение за оперативными структурами МВД права на проверку сведений о возможных фактах экономических преступлений, но только в рамках ОРМ. А вот вмешиваться в работу бизнеса за рамками ОРМ обычные полицейские теперь уже не могли. Такое право осталось только у сотрудников профильных отделов — ОНП и ОБЭП. Это привело к резкому сокращению числа необоснованных проверок, существенно мешавших бизнесу.

Также в рамках реформы удалось исключить законодательную коллизию, приводившую к возникновению противоречивых ситуаций, когда одно и то же предприятие проверяли налоговые органы и МВД, а потом составляли собственные акты проверки, содержавшие диаметрально противоположные выводы. Это в свою очередь могло приводить к тому, что полиция открывала уголовное дело по результатам своей проверки (если обнаруживала признаки налогового преступления), но при этом предъявлять налоговые претензии сами правоохранители не могли. Такое право было только у налоговых органов. Но если сами налоговики по результатам своей проверки нарушений не находили, получалась абсолютно парадоксальная ситуация: уголовное дело против предпринимателя есть, а налоговых претензий к нему со стороны государства нет.

Очередным этапом реформы стало внесение в конце 2009 года ряда изменений в закон «О милиции» и сразу в три кодекса — уголовный, налоговый и уголовно-процессуальный. Целью изменений была декриминализация ряда правонарушений в сфере налогообложения и общее облегчение положения предпринимателей.

Ключевым изменением, сделанным на этом этапе, стало значительное увеличение пороговых сумм сокрытых налогов, за которые наступает уголовная ответственность. Также руководителей предприятий освободили от уголовного преследования при условии, что возглавляемая ими компания уплатила всю сумму налоговой недоимки, а также причитающиеся штрафы и пени. В результате уже в следующем 2010 году число новых уголовных дел в сфере налоговых преступлений резко сократилось.

На завершающем этапе реформы в большинстве регионов России отделы и управления, занимающиеся расследованием налоговых преступлений, были реорганизованы и объединены с отделами и управлениями, расследовавшими экономические преступления. Таким образом, появились объединенные Управления экономической безопасности и противодействия коррупции, или сокращенно УЭБиПК. Аналогичным путем были реорганизованы оперативно-розыскные части, занимавшиеся борьбой с налоговыми и экономическими преступлениями.

«I.D.E.A. Legal Group» — это команда высококвалифицированных юристов с большим опытом в делах, связанных с налоговым и финансово-экономическим регулированием. Наши специалисты всегда готовы предоставить квалифицированную юридическую помощь в минимизации налоговых и других правовых рисков для бизнеса, а также защитить интересы предприятия и его сотрудников при взаимодействии с налоговыми органами, правоохранительными структурами и другими органами государственной власти.




Оставьте заявку на очную консультацию

Мы оценим перспективы Вашего дела и найдем решение Вашей проблемы!

Или звоните прямо сейчас по номеру: +7(495)205-65-65

Вернуться назад